В современном мире недостаточно просто много знать, чтобы добиться успеха. Встречайте новое понятие — функциональная грамотность, которое совершенно точно станет (если уже не стало) ведущим образовательным трендом. Самое главное о формировании функциональной грамотности школьников и все, что нужно знать современному преподавателю по этой теме — в вопросах и ответах.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение находить решение в сложной жизненной ситуации, опираясь на навыки, полученные в школе.
Этот термин появился еще в конце 50-х годов ХХ века и был обозначен ЮНЕСКО, как способность человека «пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
Финансовая грамотность: совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление: способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции: сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ с. Верхнее Кузькино»